Дети
Есть такое понятие «задача развития» - это особый период, в течение которого ребенок (да и взрослый тоже) имеет возможность доказать окружающим его людям, что он действительно может выполнять некоторые действия (или обладает некоторой способностью).
Термин этот был введен в 1948г. Р. Хавигурстом.
Реализация этой способности предполагает целенаправленное и подконтрольное ребенку (а не случайное) использование его личных или общих ресурсов для реализации. Если окружающие люди убедятся, что он действительно обладает некоторой способностью, ему предоставляется право действовать самостоятельно так, как будто он действительно приобрел данную способность.
Например, неизбежно появляющееся у ребенка стремление к самостоятельности, в чем бы оно не выражалось. И при условии отсутствия в воспитании гиперопеки, данная самостоятельность передается ему постепенно. Сегодня сам пошел в школу, завтра сам погрел себе кушать, послезавтра сам сходил в магазин.
Но! Рядом с приятностями новообретенной свободы рука об руку всегда шагает новая порция обязанностей.
Решение задачи развития всегда связано с принятием ребенком на себя ответственности за новое положение в социуме! Условно «Я теперь взрослый и сам хожу в школу, поэтому теперь САМ должен быть внимателен на дороге, и САМ несу ответственность за свою безопасность по пути на учебу».
Кроме того нужно иметь в виду, что многие задачи развития являются культурными феноменами, которые предопределяют социальное поведение людей. Так, момент поступления ребенка в школу определяется не только его интеллектуальной и личностной готовностью (хоть такие тесты и проводятся в выпускных группах детского сада), но и ожиданиями взрослых. И даже если ребенку лучше еще один год провести дома или в саду, его все же отдают в школу, поскольку все его сверстники там и ему «уже пора».
Поэтому в задаче развития ребенок может быть, как успешен, так и потерпеть неудачу. И здесь на помощь ему должны прийти взрослые.
Так задача развития может быть решена, если окружающая ребенка среда организована как сценарий развития, т. е. обеспечено последовательное развертывание задачи во времени.
Вначале ребенок и взрослый имеют некий «Старт», который может и не осознаваться ребенком. Обнаруживая свое исходное состояние, ребенок начинает видеть во взрослом своеобразного помощника в развитии. У ребенка возникает особое эмоциональное состояние, способствующее решению задачи развития. Он причисляет себя к новой возрастной когорте. Окружающие ребенка люди также начинают воспринимать его как изменившегося, повзрослевшего, например, уже школьника.
Развитие ребенка происходит в той или иной мере постоянно, в этом смысле ребенок всегда находится в состоянии решения задач развития (на разных этапах - разных). Задача родителя или преподавателя в данном случае - увидеть в этом «потоке развития» отдельные задачи, идентифицировать их и вовремя помочь осуществить.
Получается, что прохождение очередной задачи происходит по схеме:
1. сначала ребенок действует сам, но по-старому,
2. потом - вместе со взрослым, но по-новому,
3. и наконец, сам - по-новому.
Важное условие, что ребенок и его окружение изначально готовы к согласию, они верят (именно верят, а не знают), что привычная схема действия может быть изменена. Напомню, что ключевым моментом является то, что к ребенку начинают относиться так, как будто он уже имеет новую способность. Родитель сам должен быть готов к этой детской самостоятельности и свободе и дать её ребенку именно в тот момент, когда она ему требуется!
Вот это «как будто» и есть готовность к согласию о новом умении, компетентности, способности и в целом о новой более серьезной и ответственной роли. Но при этом взрослые не забываю «вести ребенка за руку», пока он не сделал новую модель поведения истинно своей!