Личный блог Екатерины Линдеберг

Нейропсихология

Дисграфия, дислексия - что это?

Что такое дислексия и дисграфия?

Дислексия – это неспособность овладеть навыками чтения, а дисграфия – неспособность овладеть навыками письма.

При том, что о дислексии и дисграфии очень мало где можно услышать, это совсем не экзотическое, редко встречающееся отклонение, а достаточно частый диагноз. Их диагностируют у 12 — 37% детей после 7-ми лет.

Эти нарушения могут встречаться как изолированно, так и в сочетании друг с другом.

При этом они не связаны с интеллектуальной обделенностью, по тестам ребенок может демонстрировать высокий уровень интеллекта, нормально общаться со сверстниками и не иметь проблем с произношением звуков или со зрением. Но по непонятной для родителей причине быть абсолютно неспособным в сфере чтения и письма.

Часто первой мыслью является «Он может, но ленится / отвлекается / ему это не надо». Отсюда незаслуженное записывание ребенка в «неуспевающие» и расстройство по типу «ребенок то умный, а пользоваться этим не хочет».

Очевидными проявления дислексии и дисграфии становятся во втором классе, но и в дошкольном периоде можно заметить первые «звоночки».

Признаки предрасположенности к дисграфии и дислексии в возрасте от 4 до 7 лет:
• ребёнку долго не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно;
• не может научиться играть с мячом (кидает мимо, не может словить мяч и пр)
• плохо различает и воспроизводит звуки;
• речь развивается медленнее, чем у сверстников;
• проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
• имеются нарушения в координации движений, ребенок может казаться неуклюжим;
• трудности с удержанием внимания, он не может долго заниматься одним делом, неусидчив, постоянно отвлекается, неспособен сам сосредоточиться на чем-либо, это сохраняется и в школьном возрасте;
• ребёнок быстро утомляется от занятий;
• с ребенком сложно выучить времена года, месяца, дни недели;
• может проявляться слабая ориентация во времени: путает сегодня, завтра и вчера, завтрак обед и ужин, дни недели, позже не может освоить часы и т.д.

В период подготовки к школе:
• сложности в заучивании стихов;
• трудности с запоминанием букв, их написанием;
• ребёнок тяжело сливает буквы в слоги, с трудом читает слова вслух, и как следствие часто идет в школу не читающим, не смотря на усилия родителей и репетиторов;
• видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры), вызывая непонимание, почему видя и зная букву не может прочитать правильно.

Как правило, дислексию и дисграфию диагностируют в начальной школе в 8-9 лет, лучше после окончания второго класса, когда у специалистов уже, достаточно данных для диагностики. В следующем посте расскажем о первых признаках, на которые стоит обратить внимание! И при появлении которых необходимо сходить на диагностику.

#нейропсихология - #дисграфия - #дислексия

Поделиться: